16 ноября 2015 г.

Натюрморт в стиле кубизм

Натюрморт  в  стиле «кубизм». Работа  фломастерами. Описание этапов выполнения работы.

1.  Прежде, чем приступить к работе, познакомимся с понятием «кубизм» и работами художников, которые создали и работали в этом направлении.

Кубизм - течение в искусстве, появившееся в начале 20 столетия. Кубизм изображает объекты реальности максимально примитивно, используя условные геометризированные формы. Каждый предмет условно разбивается на формы. Название направления происходит от французского слова «cube» - куб.

Это направление часто связывают с именами двух великих художников – Пабло Пикассо и Жоржем Браком. Также яркими и заметными художниками кубизма были – Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан. В России это направление отобразилось в творчестве Петра Кончаловского, Александра Куприна, Ильи Машкова, Роберта Фалька и других.
Натюрморт  в  стиле «кубизм».
Новое художественное течение условно было названо кубизмом из-за схожести изображаемых предметов с геометрической фигурой. Оно революционно преображало устоявшиеся каноны современного искусства. Художники-кубисты непримиримо отвергали «условности оптического реализма», отказываясь воспринимать натуру и модель как объект изображения. Они отбросили перспективу и светотень как элементы художественной выразительности.

Новое направление искусствоведы трактовали по-разному. Одни считали, что первые кубисты последовали совету Сезанна объяснять окружающую действительность при помощи геометрических фигур и стали писать методом кубирования.  Другие предполагали, что в основе этого течения лежал детский взгляд на мир (трактовка «совмещения планов»). Третьи связывали появление кубизма с новыми открытиями в физике конца XIX – начала XX века (рентгеновские лучи, открытие теории относительности). Также в основе кубизма лежал народный примитивизм Африки, искусство архаики, народное творчество – т.е. умение обобщить сложные  явления и предметы до выразительной простоты.
Натюрморт  в  стиле «кубизм».
Художники-кубисты основную задачу своего творчества видели не в зеркальном отображении действительности, а в создании иной реальности.

Новаторство кубистов состояло в том, что если живопись импрессионистов провозгласила условный характер цвета, то кубисты выразили новый подход к реальности через условный характер пространства.

 Для творчества художников было характерно разграничение объектов изображения на плоскости и дальнейшее сочетание, чередование этих плоскостей.  Часто на полотнах живописцев предмет воспроизводился с разных точек (проекций) зрения. Художники-кубисты заявляли, что они изображают не внешнюю, а внутреннюю структуру бесконечности, данной в четырех измерениях. Живописцы представляли объект с нескольких позиций: сверху, снизу, сбоку, изнутри, в результате чего происходило нагромождение отдельных элементов предмета. Иногда художники накладывали фрагменты объекта друг на друга.

Для расширения возможностей нового направления кубисты применяли соединение разнообразнейших техник и материалов. Одним из таких способов был коллаж – монтаж картины из наклеек. Известны работы, при создании которых художники использовали куски цветной бумаги, обоев, создавая, таким образом, своеобразные аппликации. 

Традиции  кубизма впоследствии стали частью новых течений в искусстве.
Натюрморт  в  стиле «кубизм». Работа  фломастерами.
2. Приступаем к работе. Определяемся с сюжетом и расположением листа. Сюжет у нас будет «чайный».  Выберем «главным» предметом нашего натюрморта вытянутый чайник. Он будет основой, вокруг которой группируются другие предметы. Перед чайником разметим группу из средних и более мелких предметов – турку для кофе, чашку, блюдце, кусок торта. За чайником «поставим» вертикально тарелку.  Это будет самый большой круг. С ним перекликаются круг блюдца и чашки. В кубизме очень важны взаимосвязи между предметами. Поэтому у нас будет «перекличка» кругов, трапеций и цветных пятен.  Эту композицию можем разместить и на вертикальном, и на горизонтальном,  и на квадратном формате.  Выберем  вертикальное расположение, чтобы показать ритмы драпировок сверху и снизу.  Не старайтесь нарисовать все сразу одной линией. Свободно намечайте рисунок многими линиями, можно помогать себе штриховкой. Пока мы «ищем» композицию, ритмы и равновесие.

3. Продолжаем  разрабатывать композицию.  Поскольку был выбран вертикальный формат листа, располагаем предметы более свободно вниз и вверх. Не бойтесь загораживать один предмет другим. Это наоборот « связывает» предметы, нет пересчета. Блюдце из-под чашки переносим под кусок торта. Это и более логично, и наш натюрморт  становится более  вертикальным.  Смотрим, чтобы у нас не было  равных предметом  - турка немного больше торта и чашки. Не страшно, в данном случае, что ручка у турки «ушла» за край листа. Мы «поддержим» это аналогичным «выходом» драпировки  и стола за плоскость картины. В любом натюрморте  предметы делятся на крупные, маленькие и самые мелкие.  Даже в стиле «кубизм» - где у предметов может не быть четких границ.  Добавим несколько кубиков сахара – самых мелких предметов.
Натюрморт  в  стиле «кубизм». Работа  фломастерами.
4. Определившись с композицией, стираем лишние линии. Осветляем рисунок или переносим на новый лист. Намечаем ритмические линии на предметах, рисунок на драпировке. Графические рубленые линии очень важны для нас. По образовавшимся граням будем закрашивать поверхности.

5. Приступаем к работе фломастерами. Выбираем цветовую гамму. Начинаем обводить и контуры и закрашивать поверхности. Определяем для каждого предмета основной цвет.
Натюрморт  в  стиле «кубизм». Работа  фломастерами.
6. Продолжаем разрабатывать рисунок. Делаем тарелку более «кубической», с полосками. Пусть в каждом предмете будут закрашенные ровно поверхности и с полосками. Не используем много цветов. Из 2 синих, серого, черного и белого (бумага)  - сделали турку и чайник. Всего используем 7-8 фломастеров.

7. Закрашиваем еще поверхности драпировок и стола.  Делаем  тени под блюдцем,  у турки, кубиков сахара. Обратите внимание, что закрашенные поверхности любого цвета тоже делятся на крупные по занимаемой в листе массе, средние и мелкие. Например,  оранжевого цвета больше всего за тарелкой, поменьше за ручкой турки, и еще меньше  в «кусочках» на столе. Также и другие цвета. Если бы эти пятна были бы одинаковые по размеру, они бы «спорили» между собой и вызывали зрительный дискомфорт.  Попробуйте «составить» свой натюрморт  и изобразить его, учитывая особенности  стиля «кубизм».

Комментариев нет:

Отправить комментарий