Легкие в работе, масляные краски позволяют создавать множество разных эффектов. Так, выдавливая краску на основу прямо из тюбика, можно за один день получить потрясающую рельефную поверхность (техника импасто). А с помощью масляной краски, разбавленной специальной добавкой, создают тонкие лессировочные слои (на это уходит больше одного дня). Наличие кроющих и прозрачных масляных красок открывает перед художниками еще более широкие перспективы.
Что такое масляные краски?
В масляных, акриловых и акварельных красках используются одни и те же пигменты — земляные, минеральные, органические, синтетические. Разница заключается в веществе, которое связывает пигмент и способствует его сцеплению с поверхностью основы. Масло льняного семени - связующее вещество, применяемое в большей части современных масляных красок, - дает непревзойденную насыщенность цвета. Некоторые искусствоведы считают, что уже в 12-м веке немецкие художники умели смешивать пигменты с льняным маслом. Но настоящую популярность масляные краски обрели благодаря нидерландскому живописцу 15-го века Яну ван Эйку.
Подбирайте палитру в соответствии с сюжетом работы. К примеру, в пейзажную палитру обязательно входят землистые цвета (охра желтая и коричневый Ван Дейка), а также натуральные зеленые (виридиан и травяная зеленая), которые применяют для изображения листвы. Теплые и холодные синие, белила и кадмий желтый используют отдельно или смешивают для получения других цветов. Вверху представлены (слева направо): виридиан, травяная зеленая, кобальт синий, церулеум синий, кадмий желтый, охра желтая, коричневый Ван Дейка, черная слоновая кость.
Особенности масляных красок
Масляные краски, в отличие от красок на водной основе - акварели, акрила и гуаши, сохнут очень медленно. Толстый слой масла довольно долго остается влажным и поддающимся обработке, что позволяет заново применить уже использованную технику или обратиться к новой. Это значит, что над вами не тяготеет необходимость безошибочно написать картину с первого раза. Чтобы исправить погрешность, нужно всего лишь снять краску или добавить новый слой поверх уже нанесенного. Толстый слой можно соскабливать мастихином и заново наносить краску на полотно - такой фокус проходит только с масляными красками! А тонкий слой стирают тканью, пропитанной уайт-спиритом. Наконец, маслом вы можете долго работать "по-мокрому", создавая таким образом цветовые переходы.
Использование масляных красок
Качество масляных красок обычно оценивается по классовой или звездочной системе. Краски класса АА (или трехзвездочные) - очень стойкие, в то время как класс С присваивается нестойким, быстро выцветающим краскам. Некоторые краски содержат опасные вещества, поэтому при работе с ними надо беречь руки.
В то же время поспешная работа масляными красками часто не приносит желаемых результатов. К примеру, при слишком быстром нанесении второго слоя краски поверх еще влажного первого, их цвета могут смешаться. Если подобный эффект не входит в ваши планы, придется ждать, пока краска высохнет.
Масляные краски разбавляют пиненом или льняным маслом, но не уайт-спиритом. А вот кисти вполне можно промыть уайт-спиритом, но после этого их следует еще намылить мылом или жидкостью для мытья посуды и сполоснуть под проточной водой. Испачканные краской руки удобно вытирать тканью, смоченной уайт-спиритом. Но будьте осторожны - пинен и уайт-спирит могут вызвать аллергию. Для подобных целей используют и другие средства, однако они стоят дороже.
Ван Гог по-другому подбирал и применял цвета. Многие краски он выдавливал на холст прямо из тюбика, зачастую усиливая естественный цвет изображаемого предмета. На этой картине синие цвета использованы в чистим виде или смешаны с белилами. На подсолнухах доминирует неаполитанский желтый цвет: его меловая непрозрачность хорошо контрастирует с прозрачным виридианом.
Винсент Ван Гог. "Подсолнухи". 1887. масло, холст.
Современные эквиваленты красок, использованных голландским художником (сверху вниз): кобальт синий, церулеум синий, берлинская лазурь, виридиан, охра желтая, охра неаполитанская, кармин ализариновый.
Попробуйте поискать в магазинах для художников приемлемые альтернативы пинену и уайт-спириту. Кроме того, работайте в хорошо проветриваемом помещении. Добавки, предназначенные для масляных красок, могут значительно изменить их свойства: разбавить, загустить, придать матовость или глянец, ускорить или замедлить высыхание, повысить разносимость и прозрачность. Поскольку одна и та же добавка разных производителем может называться по-разному, в случае затруднений обращайтесь за помощью к продавцам специализированных магазинов.
Холодные нейтральные сине-серые оттенки контрастируют с ярко-желтыми нарциссами и теплым землистым цветом подоконника. Изящество живописи проявляется в очень тонких слоях краски на заднем плане и в смелом изображении нарциссов и побегов лунника. Кен Ховард "Весенние нарциссы. Маусхоул". масло, холст.
Цвета палитры (сверху вниз): ауреолин желтый, лимонно-желтый, охра желтая, церулеум синий, ультрамарин, кадмий красный, кармин ализариновый, сиена жженая.
Основы, кисти, палитры
Самая распространенная основа для масляной живописи - холст, хотя допускается также применение ДВП, толстого или обычного картона. Любую основу перед нанесением масляных красок необходимо загрунтовать. Если вы не хотите возиться с грунтовкой, купите уже обработанную основу. Кисти для масляной живописи могут быть разных видов и размеров, а также из разных материалов. В основном такие кисти делают из синтетического волокна и свиной щетины, которые отличаются большой износостойкостью. Длинные ручки кистей позволяют работать, немного отступив от мольберта. Это дает возможность лучше видеть все полотно. Гладкая, плоская палитра должна быть сделана из материала, не впитывающею краску. Подойдет керамическое или стеклянное блюдо, загрунтованная ДВП, пластик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий