25 января 2014 г.

Рисование отражений в воде

Художников, особенно пейзажистов, часто привлекает передача отражений в спокойной воде реки или озера. Иногда художникам приходится изображать зеркала с отражающимися в них фигурами людей и предметами. Законы зеркальных отражений необходимо знать и внимательно соблюдать их при рисовании с натуры.


Рассмотрим правила построения отражений в зеркальных поверхностях.
Лучи света, падающие на матовую поверхность, отражаются под различными углами. Отражения лучей от гладкой полированной поверхности идут в одном направлении, и поэтому мы видим зеркальное изображение. Лучи света отражаются от зеркальной поверхности под углами, равными углам падения этих лучей.
Чем ярче источник света, тем сильнее будет сила света отраженного луча. Она зависит также от степени гладкости отражающей поверхности. Четкие отражения наиболее заметны на гладких и полированных поверхностях.
Зеркальное изображение каждой точки предмета лежит на продолжении перпендикуляра, проведенного от нее к плоскости зеркала. Зеркальное изображение как бы находится на таком же рас¬стоянии за зеркальной плоскостью, на каком находится от нее дающая отражение точка.

Отражение в плоском зеркале равно отражающемуся предмету и подчинено тем же законам перспективного изображения, как и сам предмет. Отражения горизонтальных линий в воде также горизонтальные, отражения вертикальных линий — вертикальные. Отражающиеся линии имеют направления, параллельные линиям самих предметов, и общие с ними точки схода.

На следующих рисунках показано, как построить отражения прямых линий, имеющих различные направления. Нарисован возвышающийся над поверхностью воды шест. Он расположен параллельно плоскости листа и наклонен в левую сторону. Мы видим, что верхняя точка шеста а отражается на опущенной вниз из этой точки вертикали, причем расстояние отражающейся точки (а1) в воде до поверхности равно расстоянию от поверхности воды до самой точки а. Наклон и величина отражения всего шеста повторяют его рисунок, но в опрокинутом виде.


uploads/pic/drawing/reflect.jpg


Вертикальному направлению шеста b соответствует такое же положение его отражения. Аналогичное направление отражения будет и при наклоне шеста в сторону зрителя или от него. Шест c — c3 имеет наклон вправо и несколько в сторону зрителя. Верхняя точка с отстоит от поверхности воды (то есть от c2) на таком же расстоянии, на каком ее отражение c1 находится ниже c2.
Шест d —d3 мы видим возвышающимся над водой с наклоном его в глубину рисунка. Вершина шеста (точка d) и ее отражение (точка d1) находятся на одинаковом расстоянии от уровня воды (от точки d2) и на одной вертикали.

uploads/pic/drawing/reflect2.jpg


У расположенного горизонтально шеста m—n отражение также горизонтально.
Высота построек повторяется в отражении в опрокинутом положении.

Часто в отражении мы можем увидеть такие предметы или их стороны, которые в натуре с избранной точки зрения нам не видны, так как загорожены от зрителя более близкими предметами, строениями. Так, например, на следующем рисунке в отражении видна обращенная к воде часть арки моста, которая в натуре не видна с данной точки зрения.

uploads/pic/drawing/reflect3.jpg


Если надо построить отражение предмета сложной формы, то следует наметить на нем несколько характерных точек и найти их от поверхности воды вниз на таких же расстояниях, что определит затем размещение рисунка.
Отражение арки во фронтальном положении показано на рисунке выше, когда ее полукруглая форма точно повторена в воде, но в опрокинутом виде. Точка О является центром изображенной арки и ее отражения.

На следующем рисунке схематично изображены причал и фигуры людей, расположенные на разных расстояниях от водоема. 

Увеличить


Фигура 8—81 стоит на краю набережной. Построение ее отражения ясно из чертежа. Чтобы найти отражение фигуры, стоящей на некотором удалении от края набережной (7—71), нужно воспользоваться следующим построением. Провести вниз из точки71 вертикальную линию и наметить, где должен был бы находиться уровень воды, если бы продолжить ее поверхность вглубь набережной (т. е. найти точку 72). Тогда можно будет предположить, что фигура стоит на краю набережной, и таким образом исходить из уже известного нам построения.
Найдем масштаб удаленного в глубину отражения набережной. Это легко сделать, если из точки Р через точку 71 провести вспомогательную линию до края набережной (т. е. до точки 6). Из точки 6 опустим перпендикуляр до уровня воды, и точку пересечения61 также соединим с точкой схода Р. При пересечении этой линии 61—Р с вертикалью, опущенной из точки стояния фигуры 71, мы и находим точку 72. Расстояние 72—71 мы откладываем вниз от точки72 (получим точку 73). Точка 73 являлась бы отражением точки 72, если бы 71 и 72 были на краю набережной. Теперь от точки 73 вниз откладываем величину 7—71, равную высоте фигуры. Получаем точку 70 и тем самым находим искомые размеры отражения. По этому способу построены также и другие отражения.

Для того чтобы лучше понять, как надо рисовать отражения в воде от расположенных на разной высоте предметов, положите на стол зеркало, а рядом с ним стопку книг и понаблюдайте, как отражаются находящиеся на разной высоте книги. Держа карандаш под разными углами к зеркалу, можно увидеть его отражения, соответствующие наклонам шеста в самом первом рисунке этого урока.

Даже в спокойной воде есть некоторые колебания, и ее поверхность отражает не все лучи под равными углами, а потому светлые предметы в отражениях кажутся немного темнее. Границы и детали отражений менее четки и определенны, чем у самих предметов.

При работе над пейзажем с рекой или озером берег и находящиеся на нем предметы изображают трехмерно, а в отражениях надо передать плоскость воды.
Так например отражения темных деревьев в воде будут светлее, а отражения светлых предметов пейзажа (дом, лодка или что-то еще) темнее самой натуры. Тональность воды будет темнее неба. Отражения деревьев и почвы будут казаться короче, чем сам берег с деревьями, так как некоторые деревья удалены от воды и часть их отражений скрыта высотой берега. Таким образом, по сравнению с большой разницей светлого и темного в реальности, тональные отношения в отражениях сближены, четкость очертаний меньше.
Отражения в воде с волнами мы попеременно видим на выпуклых и вогнутых поверхностях. При небольших волнах отражение дробится и будет многократным. На этом основаны изображения отражений солнца и луны в неспокойной воде, когда показана «световая дорожка».

Комментариев нет:

Отправить комментарий